В связи с поступающими в Федеральную налоговую службу обращениями по вопросам применения кадастровой стоимости (налоговой базы) вновь учтенных объектов недвижимости, включая земельные участки (далее – вновь учтенные объекты), в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки (далее – кадастровая оценка) и датой проведения очередной кадастровой оценки сообщаем.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон об оценке) определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов осуществляется уполномоченными бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном методическими указаниями о кадастровой оценке.
Затем федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, осуществляет внесение сведений о кадастровой стоимости вновь учтенных объектов в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) (статья 17 Закона об оценке).
Согласно части 3 статьи 18 Закона об оценке, сведения о кадастровой стоимости вновь учтенных объектов применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений в ЕГРН, являющихся основанием для определения такой кадастровой стоимости в соответствии со статьей 16 Закона об оценке.
Согласно пункту 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс), налогоплательщики-организации определяют налоговую базу по земельному налогу самостоятельно на основании сведений ЕГРН о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.02.2019 № 13-П (доведено до налоговых органов письмом ФНС России от 04.03.2019 № БС-4-21/3834) указано, что пункт 3 статьи 391 Налогового кодекса не может служить основанием для возложения на налогоплательщика-организацию, добросовестно осуществившего исчисление и уплату земельного налога на основании сведений ЕГРН, предоставленных ему публичным субъектом, неблагоприятных последствий в виде взыскания недоимки и пени по земельному налогу, связанных с применением данных о кадастровой стоимости, полученных в связи с проведением очередной кадастровой оценки, сведения о которой отсутствовали в ЕГРН по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода.
Какие-либо действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, которые повлекли включение в ЕГРН неактуальной, по мнению налогового органа, кадастровой стоимости, сами по себе не могут служить безусловным основанием для изменения порядка определения налоговой базы по земельному налогу, а также влечь доначисление налогоплательщику сумм недоимки и пени, притом что он не совершал каких-либо недобросовестных действий, направленных на уклонение от уплаты земельного налога.
Учитывая изложенное, УФНС России по субъектам Российской Федерации поручается:
1) выявить в информационных ресурсах, используемых для налогового администрирования, вновь учтенные объекты, сведения о кадастровой стоимости которых не актуализировались более одного года со дня вступления в силу результатов очередной кадастровой оценки объектов недвижимости соответствующего вида (категории). При необходимости для возможной сверки со сведениями ЕГРН целесообразно взаимодействовать с территориальным органом (филиалом подведомственного учреждения) Росреестра;
2) по результатам направить перечень кадастровых номеров вновь учтенных объектов для выявления оснований определения (актуализации) кадастровой стоимости уполномоченным в соответствии с Законом об оценке бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации.